Аттестация учащихся

ПРАВИЛА текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования (Извлечение)

Общие положения

Правила регулируют порядок проведения текущей и итоговой аттестации учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности.

Получение среднего специального образования сопровождается текущей аттестацией и завершается итоговой аттестацией учащихся.

Текущая и итоговая аттестация проводится с целью оценки результатов учебной деятельности учащихся и установления их соответствия требованиям образовательных стандартов. Результаты текущей и итоговой аттестации оцениваются отметкой в баллах: 10 (десять), 9 (девять), 8 (восемь), 7 (семь), 6 (шесть), 5 (пять), 4 (четыре), 3 (три), 2 (два), 1 (один). Отметка 0 (ноль) выставляется учащемуся при отсутствии ответа и в случае невыполнения учебной программы дисциплины (практики).

Текущая аттестация

Текущая аттестация является формой контроля результатов учебной деятельности и проводится в целях оценки уровня усвоения учащимся знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой дисциплины или по отдельным ее разделам (темам).

Формами текущей аттестации являются:

  • контрольная работа (обязательная, итоговая, домашняя);
  • курсовой проект (работа);
  • зачёт (дифференцированный зачет);
  • экзамен по дисциплине (разделам дисциплины).

Обязательная контрольная работа проводится с целью тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся дневной и вечерней форм обучения. Обязательная контрольная работа и итоговая контрольная работа проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины, в течение одного учебного часа (45 минут), сочинение по литературе, работа по черчению (рисунок) - двух учебных часов (90 минут).

Материалы обязательных и итоговых контрольных работ со штампами учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, хранятся до завершения изучения соответствующей дисциплины.

Контрольные работы по дисциплинам, определенные учебным планом специальности, являются обязательными для проведения.

Отметки, полученные по обязательной контрольной работе, итоговой контрольной работе, выставляются в журнал учебных занятий.

Учащийся, не явившийся на контрольную (обязательную, итоговую) работу по неуважительной причине или получивший отметку ниже чем 4 (четыре) балла, обязан в течение двух недель выполнить новый вариант контрольной работы, отметка по которой является окончательной. При отсутствии учащегося на контрольной работе по уважительной причине срое ее выполнения устанавливается преподавателем.

Курсовой проект (работа) - самостоятельная комплексная работа, выполняемая учащимся на заключительном этапе изучения дисциплины с целью систематизации, углубления и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, формирования навыков самостоятельной работы при решении профессиональных задач. Дисциплины, по которым выполняются курсовые проекты (работы), определяются учебным планом специальности.

Курсовой проект (работа) оценивается в баллах. Учащемуся, который получил по курсовому проекту (работе) отметку ниже чем 4 (четыре) балла, выдается другое задание и устанавливается новый срок его выполнения.

Зачет как форма текущей аттестации используется при оценке результатов выполнения предусмотренных учебным планом специальности лабораторных работ, а на заочной форме обучения - домашних контрольных работ, лабораторных и практических работ.

Зачет по результатам выполнения лабораторных работ, на заочной форме обучения - лабораторных и практических работ проводится за счет времени, отводимого на изучение дисциплины. Форма проведения зачета определяется преподавателем дисциплины. Запись о сдаче зачета вносится в книжку успеваемости учащегося словом "Зачтено".

Отметка по дисциплине (разделам дисциплины) за семестр выставляется преподавателем на основе отметок, полученных учащимся по результатам тематического и поурочного контроля, выполнения практических работ, курсового проекта (работы).

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся проводится с целью проверки усвоения ими программного материала в ходе проведения теоретического занятия. Тематический контроль проводится для проверки результатов усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы дисциплины.

Отметка по итогам практики выставляется по результатам выполнения учащимся программы практики и защиты установленной формы отчета по практике. Формы отчета по практике и порядок проведения аттестации по итогам практики определяются учреждением, обеспечивающим получение среднего специального образования, в соответствии с программой практики. Отметки по всем видам практики вносятся в приложение к диплому о среднем специальном образовании.

Отметка 0 (ноль) по дисциплине за семестр выставляется, если не выполнены лабораторные и практические работы, предусмотренные учебной программой дисциплины, курсовой проект (работа), учебная практика по дисциплине.

К экзамену по дисциплине допускаются учащиеся, получившие по результатам выполнения практических и расчетно-графических работ, курсового проекта (работы) отметку не ниже чем 4 (четыре) балла, зачет по результатам выполнения лабораторных работ, а на заочной форме обучения - домашних контрольных работ, лабораторных и практических работ.

Учащийся, имеющий отметку за семестр по дисциплине 8 (восемь) баллов и выше, по предложению преподавателя распоряжением руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, может быть освобожден от сдачи экзамена.

Учащемуся по его заявлению и согласованию с преподавателем и заведующим отделением может быть разрешена досрочная сдача экзамена по дисциплине или ряду дисциплин учебного плана специальности.

Экзаменационные материалы (перечень теоретических вопросов и практических заданий, задач, заданий для письменных работ, программы выступлений) по дисциплинам профессионального компонента учебного плана специальности разрабатываются преподавателями на основании учебной программы дисциплины, обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии, утверждаются заместителем руководителя по учебной работе и доводится до сведения учащихся не позднее чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и заданий (задач) должно превышать количество вопросов и заданий (задач), необходимых для составления экзаменационных билетов.

На проведение устного экзамена по дисциплине отводится не более 15 минут на одного учащегося. Для подготовки к ответу учащемуся дается не менее 20 минут. Если учащийся не ответил по билету, ему разрешается взять другой билет. Отметка при этом снижается на два балла.

Отметка, полученная на экзамене, вносится преподавателем в книжку успеваемости учащегося (кроме отметок 0 (ноль), 1 (один), 2 (два), 3 (три)), в экзаменационную ведомость и в журнал учебных занятий в том числе 0 (ноль), 1 (один), 2 (два), 3 (три).

В случае неявки учащегося на экзамен в экзаменационной ведомости делается запись: "Не явился" и ему назначается другой срок сдачи экзамена.

Учащемуся, который имеет академические задолженности (не выполнил в полном объеме учебную программу дисциплины, получил отметку ниже чем 4 (четыре) балла по дисциплине или практике, результатам сдачи экзамена или не явился на экзамен), распоряжением руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, устанавливается срок их ликвидации после завершения сессии, но не позднее месяца после начала следующего семестра, а для учащихся заочной формы обучения - до начала лабораторно-экзаменационной сессии следующего семестра.

Учащийся, имеющий академические задолженности по трем и более дисциплинам (включая практику) или не ликвидировавший их в установленные сроки, отчисляется из учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования.

С целью повышения отметки учащийся может быть повторно аттестован в течение всего срока обучения не более чем по двум дисциплинам учебного плана специальности. Условия и сроки повторной текущей аттестации определяются руководителем учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования.

Отметка по дисциплине, которая вносится в приложение к диплому о среднем специальном образовании (кроме отметок 0 (ноль), 1 (один), 2 (два), 3 (три)), выставляется с учетом преобладающего балла по результатам всех видов текущей аттестации.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация проводится по завершении установленного срока обучения в целях определения соответствия компетентности выпускника требованиям образовательного стандарта специальности и служит основанием для присвоения ему квалификации.

Итоговая аттестация осуществляется государственной квалификационной комиссией. Государственная квалификационная комиссия создается во всех типах учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования и прошедших аккредитацию, независимо от их подчиненности и формы собственности.

Государственная квалификационная комиссия создается по каждой специальности и, как правило, является единой для всех форм обучения. В зависимости от числа выпускников по одной специальности могут создаваться несколько комиссий или одна объединенная для родственных специальностей.

Государственная квалификационная комиссия работает в сроки, определенные учебным планом специальности. График работы согласовывается с председателем государственной квалификационной комиссии, утверждается руководителем учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, и доводится до сведения учащихся не позднее чем за две недели до начала итоговой аттестации.

Состав государственной квалификационной комиссии (председатель и члены комиссии) по аккредитованным специальностям в частном учреждении, обеспечивающим получение среднего специального образования, утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Государственная квалификационная комиссия определяет уровень качества теоретической и практической подготовки выпускников, принимает решения о присвоении им квалификации, выдаче диплома (с отличием, без отличия), рекомендует выпускников для поступления в высшее учебное заведение, подготавливает предложения по дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки специалистов.

Итоговая аттестация проводится в одной из форм:

  • государственные экзамены по дисциплинам;
  • государственный экзамен по специальности;
  • государственный экзамен по специальности (специализации) и защита дипломной работы;
  • защита дипломного проекта.

Форма и сроки проведения итоговой аттестации определяются учебным планом специальности.
К итоговой аттестации допускаются учащиеся, прошедшие полный курс обучения и выполнившие все требования учебного плана специальности и учебных программ дисциплин. Допуск учащихся к итоговой аттестации осуществляется приказом руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования.

Учащийся, не прошедший итоговую аттестацию в установленные учебным планом специальности сроки по уважительной причине, допускается к итоговой аттестации в другой срок во время работы государственной квалификационной комиссии.

Учащийся, получивший по результатам итоговой аттестации отметку ниже чем 4 (четыре) балла или не прошедший итоговую аттестацию в установленные сроки, отчисляется из учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования. Ему выдается справка установленного образца.

Повторная итоговая аттестация разрешается один раз в течение трех лет с момента окончания учащимся полного курса обучения, но не ранее чем через 10 месяцев. Повторно сдаются государственные экзамены только по тем дисциплинам, по которым была получена отметка ниже чем 4 (четыре) балла. Наименование и объем этих дисциплин определяются учебным планом специальности, действовавшим в год окончания учащимся полного курса обучения, с учетом изменений в учебных программах дисциплин за истекший период.

При отметке ниже чем 4 (четыре) балла по результатам защиты дипломного проекта (работы) учащемуся по решению государственной квалификационной комиссии определяется новая тема дипломного проекта (работы) или разрешается повторная защита дипломного проекта (работы) по ранее утвержденной теме.

Учащемуся, получившему по результатам повторной итоговой аттестации отметки 4 (четыре) балла и выше, выдается диплом о среднем специальном образовании. Справка, ранее выданная в учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, остается в личном деле выпускника.

Повторная итоговая аттестация с целью повышения отметки не допускается.

Форма проведения государственного экзамена по дисциплине (специальности) определяется учреждением, обеспечивающим получение среднего специального образования.

Устный государственный экзамен по дисциплине проводится по билетам, письменный - по заданиям. Экзаменационные билеты и варианты заданий разрабатываются преподавателем соответствующей дисциплины, рассматриваются предметной (цикловой) комиссией и утверждаются руководителем учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, не позднее чем за 10 дней до начала государственного экзамена.

Для разработки экзаменационных материалов и программы подготовки учащихся к государственному экзамену по специальности приказом руководителем учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, создается рабочая группа из преподавателей дисциплин, которые выносятся на государственный экзамен. В экзаменационные материалы включаются теоретические вопросы, задачи, тесты, деловые ситуации и другие виды заданий, позволяющие осуществить контроль результатов учебной деятельности выпускника по ряду дисциплин учебного плана в соответствии с квалификационными требованиями к специалисту. Экзаменационные материалы и программа подготовки учащихся к государственному экзамену по специальности рассматриваются цикловой комиссией, утверждаются руководителем учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования. Программа подготовки доводится до сведения учащихся не позднее чем за два месяца до начала государственного экзамена по специальности.

Расписание государственных экзаменов составляется с учетом следующих требований: в течение дня в учебной группе проводится один письменный или устный государственный экзамен по дисциплине, интервал между государственными экзаменами должен быть не менее пяти дней.

Государственный экзамен по специальности проводится по дисциплинам профессионального компонента учебного плана специальности в течение нескольких дней в два этапа - теоретический и практический. Интервал между проведением отдельных этапов не должен превышать пяти дней.

Учащийся, получивший на государственных экзаменах по дисциплинам отметку ниже чем 4 (четыре) балла по одной из дисциплин, не лишается права сдачу государственных экзаменов по другим дисциплинам.

Государственный экзамен по специальности оценивается одной отметкой с учетом отметок отдельных его этапов. В случае, если по одному из этапов учащийся получил отметку ниже чем 4 (четыре) балла, он не допускается к сдаче следующего этапа и ему выставляется отметка 0 (ноль) по государственному экзамену по специальности.

Дипломный проект (работа) - это комплексная самостоятельная, творческая работа, выполняемая на завершающем этапе обучения, в ходе которой учащийся решает конкретные профессиональные задачи, соответствующие уровню образования и присваиваемой квалификации.

Темы дипломных проектов (работ) должны соответствовать основным направлениям профессиональной деятельности специалиста данной квалификации, отражать достижения науки, техники, организации производства. Темы дипломных проектов (работ) разрабатываются преподавателями, рассматриваются цикловыми комиссиями и утверждаются заместителем руководителя по учебной работе.

Закрепление тем дипломных проектов (работ) за учащимися оформляется приказом руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования. Каждому руководителю дипломного проекта может быть определено не более восьми учащихся.

Руководитель дипломного проекта (работы):

  • оказывает помощь учащемуся в подборе материалов и литературы для выполнения дипломного проекта (работы);
  • проводит консультации и обеспечивает своевременное и качественное выполнение дипломного проекта (работы);
  • подготавливает отзыв о дипломном проекте (работе) и присутствует при его защите.

Для проведения консультаций и оказания помощи учащемуся в выполнении разделов дипломного проекта (работы) назначаются преподаватели или высококвалифицированные специалисты по профилю специальности.

Продолжительность дипломного проектирования определяется учебным планом специальности (не менее восьми недель для выполнения дипломных проектов и не менее четырех недель для выполнения дипломной работы).

Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части. Пояснительная записка объемом 50-70 страниц рукописного или 20-40 страниц машинописного текста должна содержать необходимые расчеты, обоснование принятых проектных решений и соответствовать требованиям стандартов на оформление текстовых документов. Графическая часть дипломного проекта в зависимости от специальности и темы дипломного проекта выполняется, как правило, на листах чертежной бумаги в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). В состав дипломного проекта могут входить макеты, модели и другие изделия, выполненные учащимся в соответствии с заданием.

В отдельных случаях по одной теме дипломного проектирования могут работать несколько учащихся. При этом каждому из них выдается персональное задание с указанием вопросов и разделов дипломного проекта (работы), которые он должен разработать в установленные сроки.

Выполненный дипломный проект (работа) руководителем учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, направляется на рецензирование специалисту по профилю специальности или преподавателю, который не работает в данном учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, и не осуществляет руководство или консультации по дипломному проектированию. На рецензирование отводится не более 5 часов. Рецензия должна содержать заключение о соответствии дипломного проекта (работы) заданию и оценку качества выполнения отдельных разделов проекта (работы), графической части и пояснительной записки. В ней должны быть указаны положительные стороны дипломного проекта (работы) и основные недостатки, если они имеются, а также возможности практического применения дипломного проекта (работы). Содержание рецензии доводится до сведения учащегося не позднее чем за день до защиты дипломного проекта. Внесение изменений в дипломный проект (работу) после получения рецензии не допускается.

Допуск учащегося к защите объявляется приказом руководителя учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, при условии положительного отзыва руководителя дипломного проекта (работы) и положительной рецензии.

На защиту одного дипломного проекта (работы) отводится 45 минут. Процедура защиты дипломного проекта (работы) устанавливается председателем государственной квалификационной комиссии и включает, как правило, доклад учащегося (10-15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии и ответы учащегося. Кроме этого могут быть предусмотрены выступления руководителя дипломного проекта (работы), а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной квалификационной комиссии. Защиту дипломных проектов (работ), которые имеют практическое применение, рекомендуется проводить непосредственно на производстве, в организациях.

При оценке учитываются практическая ценность, качество и оформление дипломного проекта (работы), содержание доклада и ответы учащегося на вопросы, отзыв руководителя и рецензия на дипломный проект (работу).

Итоговая аттестация проводится на открытом заседании государственной квалификационной комиссии с участием не менее 2/3 состава комиссии. Решение государственной квалификационной комиссии об оценке результатов учебной деятельности учащихся принимается на закрытом заседании простым большинством голосов и объявляется в день завершения итоговой аттестации. Решения о присвоении учащимся квалификации и выдаче дипломов (с отличием, без отличия) и по другим вопросам принимаются государственной квалификационной комиссией в полном ее составе на итоговом закрытом заседании. Учащемуся присваивается квалификация специалиста со средним специальным образованием и выдается диплом о среднем специальном образовании, если результаты итоговой аттестации оценены отметкой 4 (четыре) и выше. Диплом с отличием выдается учащемуся, получившему по результатам изучения всех дисциплин учебного плана специальности, прохождения практик не менее 75% отметок 10 (десять) и 9 (девять) баллов, а по остальным дисциплинам и практикам учебного плана специальности - отметки 8 (восемь), 7 (семь) баллов и получившему по результатам итоговой аттестации отметку 10 (десять) или 9 (девять) баллов.

Полезные ссылки